Поиск

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Основываясь на «принципе вариативности», воспитательно- образовательный процесс в нашем МАДОУ конструируется с использованием развивающих технологий: технологии ТРИЗ, метода проектов, ИКТ.

Технология ТРИЗ-педагогики - одна из наиболее перспективных развивающих технологий в дошкольном образовании. В основе методики ТРИЗ, применительно к дошкольной педагогике лежит развитие творческого воображения. Основная ее цель не только развитие у детей фантазии и изобретательской смекалки, но и обучение их системно мыслить, понимать и анализировать алгоритм принятия решений. 

ТРИЗ, как и другие системы, развивается. ТРИЗ сегодня - это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ:

- ТРИЗ — классическая ТРИЗ - направлена на формирование умения ставить и успешно решать творческие задачи при помощи инструментов ТРИЗ.

- РТВ — развитие творческого воображения - направлено на управление воображением с целью создания новых образов.

-ТРТЛ - теория развития творческой личности - направлена на формирование в человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней.

Цель использования ТРИЗ-технологии в ДОУ - воспитание творческой личности через формирование талантливого, диалектического мышления.

Задачи:

  • формировать навык творческой, познавательной и практической деятельности;
  • развивать творческие способности.

        ТРИЗ как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет нашим педагогам формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение. В непосредственно образовательной деятельности создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.

Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества является система творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня. Необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.

Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность, а  правила игр дают пути этой работы. Развитое диалектическое мышление предполагает видение противоречия, его формулирование и решения. Результатом решения противоречия является изобретение.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Педагогу в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Ценность проектного метода:

В процессе проектной деятельности происходит интеграция между общими способами развития учебных и творческих задач, общими способами  мыслительной  и продуктивными видами деятельности через объединение областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

 В основе проектирования – прогноз, план, модель желаемого будущего.

Проектная деятельность строится по следующим этапам:

1 - погружение в проект;

2 - организация деятельности;

3 – осуществление деятельности по поиску информации из разных источников с привлечением родителей. Воспитатель контролирует деятельность, консультирует, дает новые знания;
4 – подведение итогов работы, в результате которого получается продукт проектной деятельности.

Проект дает возможность объединить содержание образования на основе интеграции различных видов детской деятельности. Открываются большие возможности для делового общения между дошкольниками, родителями и педагогами. У старших  дошкольников формируются качества личности, необходимые будущему школьнику: социальная активность, инициативность, самостоятельность, предпосылки произвольности поведения.

Психологами и педагогами доказано, что для того, чтобы заложить в детях фундамент умения и желания учиться, нужно детскую потребность в деятельности направить на конкретный практический результат. Ребенок, действуя в рамках проекта, вовлекается в активную практическую  деятельность через разрешение проблемных ситуаций, в которых всегда присутствует «феномен удивления».

Заканчивается работа над проектом презентацией: дети готовят сообщения, информационные листки; совместно с взрослыми к каждому проекту оформляется мультимедийная презентация. Для детей разработан алгоритм построения будущей презентации: просмотр презентаций -  разработка плана -  коллективное составление текстов к  каждому слайду -  подбор рисунков, фотографий, схем -  обсуждение дизайна слайдов презентации.

Дети, используя алгоритм построения презентации, придумывают для каждого слайда текст, подбирают рисунки, фотографии, схемы.

С мультимедийной презентацией проекта дети выступают на занятиях,  родительских собраниях. Впоследствии презентация становится учебным пособием для работы по теме проекта. Интересно презентация проходит в творческих проектах, построенных на основе методов и приемов ТРИЗ, конечным продуктом которых является детское изобретение.

Современными  техническими средствами  обучения и коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников являются  компьютерные технологии. Достоинства  их использования в работе с дошкольниками – это создание эффекта личного присутствия. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку.  Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Компьютер повышает  интерес к окружающему миру, активизирует познавательные способности ребенка. У  детей появляется интерес к разным областям знаний,  желание узнать и увидеть больше.

Основная цель использования ИКТ в образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения: организация  специализированной  информационно – образовательной  среды, для оказания образовательных услуг посредством компьютерных технологий в ДОУ. Для осуществления данной цели создаются условия эффективного применения ИКТ:

- обучение педагогов;

-ознакомление  детей с компьютерной техникой в компьютерном классе  и обучение  приемам работы.

Компьютерная технология осуществляется в трех вариантах:

I – как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для решения отдельных дидактических задач)

II – как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III – как монотехнология (когда все обучение, все управление образовательным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

ИКТ в работе с дошкольниками применяется с целью:

  • Формирования умений работать с информацией, развития коммуникативных способностей.
  • Подготовки личности «информационного общества».
  • Формирования исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Функции компьютера:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий педагога);
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер.

 

Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.