Новости детского сада
Поиск
Государственные информационные ресурсы

Полезные ссылки

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Понятие "инклюзия"

К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение.

    «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса. Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием. А с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых» классов в школах и групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями. «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. 

Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения. В литературе  можно встретить следующие формулировки:

  • Инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся. 
  • Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.
  • Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)
  • Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.

     Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Паспорт доступности МАДОУ "Детский сад №6 "Буратино"

Проект "Карта возможностей особого ребёнка"

Технологии, используемые в комплексном сопровождении ребенка с ОВЗ.

  Содержание работы с детьми данной категории определяется программами (комплексными и парциальными), реализуемыми в ДОУ. Педагоги, ведущие занятия в инклюзивных группах, в рамках единого в/о процесса  варьируют время, затраченное на тех или иных воспитанников в соответствии с усвоением материала и их способностями. При этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, т.к. для них характерно:

- плохая координация движений,

- медленное усвоение материала,

- достаточно быстрая утомляемость,

- неустойчивость внимания,

- трудности физического плана, мешающие, например: рисовать, лепить.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

 1. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

   В ДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Группы обеспечены необходимыми учебно-методическими материалами. Ведущий специалист на данных группах - учитель-логопед. Педагогический процесс в группах компенсирующей направленности осуществляется по адаптированной основной образовательной программе в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников. Для каждого воспитанника группы КН учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом разработан индивидуальный образовательный маршрут. Предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

 2.  Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ   На территории учреждения установлены пандусы и указатели направления движения. На центральном входе имеется кнопка вызова персонала. Мероприятия по созданию безбарьерной среды, предусмотренные Паспортом доступности, возможны только при условии капитального ремонта здания.
 3. Условия питания обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ 

 Питание организовано в соответствии с примерным меню, разработанным согласно СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27.10.2020г. и утверждённым заведующим, расчитанным не менее, чем на две недели. Питание осуществляется в 5-кратном приёме: завтрак, второй завтрак, обед, подник, ужин. Выдача блюд производится строго по графику получения питания.

Таблицы замещённых продуктов, норм питания находятся на пищеблоке и соответствуют требованиям СанПиН 2.3/2.4.3590-20 от 27.10.2020г.

Список воспитанников, имеющих пищевую аллергию, составляется педиатром и утверждается заведующим. Копии списков размещены на пищеблоке и в буфетных помещениях тех групп, которые посещают дети с пищевой аллергией.

 4. Условия охраны здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ 

 В учреждении имеется медицинский кабинет с отдельным входом на первом этаже, в состав которого входят кабинет врача, прививочный кабинет, изолятор на два места. Все помещения соответствуют требованиям СП 2.4.3648-20 от 28.09.2020 г. Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивает МБЛПУ "ДГБ "Жемчужинка" на основании Лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-86-01-001363 от 18.07.2013г., согласно приложению №4 к Лицензии  № ЛО-86-01-001363 от 18.07.2013г., выданной Службой по контролю и надзору в сфере здравоохранения ХМАО-Югры.

 5. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ   Самостоятельный доступ воспитанников не предусмотрен
 6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ   Самостоятельный доступ воспитанников не предусмотрен
 7. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ  В наличии мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
Мы используем cookies. Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с этим. Нажмите на кнопку «Согласен», и уведомление исчезнет.