Детский сад №6 "Буратино"

г. Мегион, ул. Заречная 16/4
8(34643) 3-39-09
пн-пт с 7:00 до 19:00

МАДОУ "Детский сад №6 "Буратино"

628684, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Мегион, ул.Заречная 16/4

Телефон

8 (34643) 3-39-09

Эл. почта buratino6@bk.ru

Поиск

Прием заведующей МАДОУ

Иванькович Антонины Алексадровны

вторник 17.00-18.00, ежедневно 09.00-10.00

Записаться на приём можно по телефону 

8 (34643) 3-39-09

Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Паспорт доступности МАДОУ "Детский сад №6 "Буратино"

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Проект "Карта возможностей особого ребёнка"

Понятие «инклюзии» в образовании

    К концу ХХ столетия во многих развитых странах мира (США, Великобритания, Швеция, Германия, Скандинавские страны) ведущей стратегией в развитии образования детей с особыми потребностями стало интегрированное образование, при котором включенным в общеобразовательный процесс детям с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) создаются дополнительные специальные условия, помощь и поддержка, облегчающие обучение.

    «Интегративное» образование предполагает создание коррекционных классов в массовых школах и групп в детских садах. Это первый шаг от классической системы специального образования (предполагающей полную сегрегацию «особых» и «нормальных» детей), в сторону образования, признающего различия между людьми как ценность и понимающего каждого человека, как полноправного участника образовательного процесса. Опыт осуществления интегративных программ в России и во всем мире привел к пониманию того, что, с одной стороны, индивидуальный подход, который применяется к детям с ОВЗ, важен каждому ребенку, что найденные в процессе работы методы и способы обучения и воспитания открывают новые перспективы для детей с нормативным развитием. А с другой стороны, стало очевидным, что выделение «особых» классов в школах и групп в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей. Поэтому от идеи интеграции стали переходить к идее инклюзии – совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.«Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. 

Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения. В литературе  можно встретить следующие формулировки:

   Инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся. 

Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества.

     Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.

  2. Принципы дошкольного инклюзивного образования

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

  • Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

 Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

 Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

 Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

 Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

 Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

 Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Технологии, используемые в комплексном сопровождении ребенка с ОВЗ.

  Содержание работы с детьми данной категории определяется программами (комплексными и парциальными), реализуемыми в ДОУ. Педагоги, ведущие занятия в инклюзивных группах, в рамках единого в/о процесса  варьируют время, затраченное на тех или иных воспитанников в соответствии с усвоением материала и их способностями. При этом детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, т.к. для них характерно:

- плохая координация движений,

- медленное усвоение материала,

- достаточно быстрая утомляемость,

- неустойчивость внимания,

- трудности физического плана, мешающие, например: рисовать, лепить.

15 правил для родителей, воспитывающих «особого» ребенка

1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.

 2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

 3.Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

 4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

 5. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.

 6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.

 7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требование чрезмерным.

 8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

 9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

 10. Не отказывайтесь от встреч с друзьями, приглашайте их в гости.

 11.Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

 12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

 13. Общайтесь с семьями, где есть «особые» дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

 14. Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты.

 15. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

 1. Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

   В ДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Группы обеспечены необходимыми учебно-методическими материалами. Ведущий специалист на данных группах - учитель-логопед. Педагогический процесс в группах компенсирующей направленности осуществляется по адаптированной основной образовательной программе в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников. Для каждого воспитанника группы КН учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом разработан индивидуальный образовательный маршрут. Предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

 2.  Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ОВЗ   На территории учреждения установлены пандусы и указатели направления движения. На центральном входе имеется кнопка вызова персонала. Мероприятия по созданию безбарьерной среды, предусмотренные Паспортом доступности, возможны только при условии капитального ремонта здания. В настоящее время дети-инвалиды учреждение не посещают.
 3. Условия питания обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ 

 Питание организовано в соответствии с примерным меню, разработанным согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. и утверждённым заведующим, расчитанным не менее, чем на две недели. Питание осуществляется в 5-кратном приёме: завтрак, второй завтрак, обед, подник, ужин. Выдача блюд производится строго по графику получения питания.

Таблицы замещённых продуктов, норм питания находятся на пищеблоке и соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г.

Список воспитанников, имеющих пищевую аллергию, составляется педиатром и утверждается заведующим. Копии списков размещены на пищеблоке и в буфетных помещениях тех групп, которые посещают дети с пищевой аллергией.

 4. Условия охраны здоровья обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ 

 В учреждении имеется медицинский кабинет с отдельным входом на первом этаже, в состав которого входят кабинет врача, прививочный кабинет, изолятор на два места. Все помещения соответствуют требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивает МБЛПУ "ДГБ "Жемчужинка" на основании Лицензии на осуществление медицинской деятельности № ЛО-86-01-001363 от 18.07.2013г., согласно приложению №4 к Лицензии  № ЛО-86-01-001363 от 18.07.2013г., выданной Службой по контролю и надзору в сфере здравоохранения ХМАО-Югры.

 5. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ   Самостоятельный доступ воспитанников не предусмотрен
 6. Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ   Самостоятельный доступ воспитанников не предусмотрен
 7. Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ  В наличии мультимедийное оборудование, интерактивная доска.